17 січня 2018



2

Юрий Шевчук когда-то спел: "Это всё, что останется после меня". Или - моё личное прощание с матёрой...

2018-01-13 23:52:00. Суспільство.
Автор — Кирилл СТЕЛЬМАШЕВ

Вот такой заголовок пришел мне в голову, когда я дослушал-досмотрел вчера в ютюбе полуторачасовое выступление ДДТ Юрия Шевчука в программе "Квартирник НТВ у Маргулиса" от 02.12.2017. Да-да - именно на этом давно ненавистном нам телеканале "НТВ", который я в ряду остальных российских каналов перестал смотреть - не то что задолго до их изъятия из нашего эфира, а еще за немало лет до нападения России на Украину. И не смотрю. Разве что, когда сеть подбрасывает ссылку на очередное особо одиозное выступление одной из ряда исключительно одарённых дежурных пропагандонных мразей на бесчисленных московских ток-шоу, иногда просматриваю ютюбное видео с чувством глубокого омерзения, да и то не до конца. Просто чтобы еще раз убедиться, что я не наливаюсь ответной злобой на их безудержное брызганье ядовитою слюной, а гляжу на них всего лишь как на назойливых тараканов, ждущих судьбоносного каблука...

Финальные впечатления прошлого в этом уже старом, но очень Новом году

За несколько дней до нормального Нового года мне в фейсбушной ленте попалась на глаза ютюбистая ссылка одного из друзей на "Квартирник" ДДТ у Маргулиса. Я кликнул на плэй, прослушал пару - тройку вещей, лайканул пост друга, потом подумал, что можно бы досмотреть при случае и всю программу, а потому оставил сюжет в отдельной хромовской вставке "на потом".

А потом фейсбук поздравил меня с праздниками, заблокировав на месяц до 28.01.2018 за "нарушение правил сообщества", приведя в качестве аргумента фрагмент неопознанного мною моего поста неустаноленного времени, в котором я, до того как кликнуть эфбэшное уведомление "далее", мельком успел усмотреть пару неодобрительных высказываний (не моих, кстати, а автора запощенной мною публикации, россиянина) о России и её одноименном народе. Так как это было не впервой за мое фейсбушное местоблюстительство, то я не стал пререкаться, опровергать и жаловаться на дублинских роботов. Просто принял к сведению и решил отдохнуть от ФБ. Тут мой курсорный взор и коснулся одной из нескольких краснеющих ютюбовских пипочек в многолюдной хромовской строке ожидания...

Дойдя до почти середины программы, я ощутил, что пора оторваться на время от не ко дню оптимистически-трагично унылой российской поэтики и прильнуть к чистому джерелу "Голоса країни. Діти". И в сотый раз освежить слух и душу ангельским пением несравненной маленькой казашки Даниелы, зародившей на излёте прошедшего года всемирный шквал восторга на киевских "плюсах"...

Короче, в тесный "квартирник Маргулиса" я вернулся лишь в ночь на вчера - двенадцатое января двадцать восемнадцатого года. И дослушал его до конца.

"Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене, танцует стихи о коварстве героев и верности крыс..."

Сжатое пространство студии-гостиной без намека на помост для музыкантов, люди стоят в проёмах дверей, сидят частью на диванах, частью на стульях, а первые два ряда вообще на полу. Атмосфера студенческих вечеров прошлого века. Да и лица с глазами оттуда же - как поющих, так и слушающих... Такой "квартирник" с Булатом Окуджавой был однажды в киевской квартире семидесятых у моей тогдашней начальницы Люси Гусевой и её мужа Коли Леликова.

И вот: "что вижу - то пою..." Тобто пишу. Хочу чуть-чуть поделиться с вами возникшими ощущениями, затем порожденными этими ощущениями думами, ну и далее - вытекающими из них выводами. В какой-то момент в голове мелькнуло - даже не сравнение - а некая ассоциация с уже хрестоматийным последним концертом музыкантов камероновского "Титаника", уходящего на дно. Не скажу, что я ее сразу отогнал, но всё же задвинул ее за кулисы...

С одной стороны - Юрий Шевчук, уважаемый мною и тогда и теперь автор и актор, хотя я никогда не был его "фанатом" (я вообще никогда не был пленником одной, но пламенной страсти - они у меня по жизни сменялись вахтовым способом...), не искал и не заслушивался его новыми и старыми дисками, а просто не отказывался от удовольствия слушать его при случае, будь то в записи, будь то часом в концерте. Где-то на полках в шкафу сохранились и несколько его "винилов" - наряду с "Машиной", "Наутилусом", "Аквариумом" и другими редкими птицами, выпорхнувшими из того безвременья. Это все из эпохи, когда мы думали, что мы вместе. Но та эпоха уже ушла - утонув со всеми своими смыслами в свежепролитой их сородичами нашей крови.

Тем не менее он один из - не то что просто наполовину наш земляк, рождённый матерью татаркой и отцом украинцем, таких разных много - а именно один из не поддавшихся всеобщему ксенофобскому мороку имперского "русского мира", в испарениях которого, кстати, навеки сгинули ментально для нас уже многие сонмы "деятелей российской культуры" украинского и иного этнического происхождения. Шевчук тут как раз выявился одним из несгибаемых, став в ряд немногих адекватных россиян самых разнообразных кровей...  Днями мне попался на глаза отрывок из интервью писательницы Оксаны Забужко журналу "Країна". Она там сказала - "Не забывайте: Россия не менялась последние 500 лет. Кроме разве что костюмов. Кто-то из западных историков или российских интеллектуалов подсчитал, что за этот период там было 18 попыток либерализации. Все провалились".

Не удались.


Юрий Шевчук со священником Борисом Развеевым (справа) и  дьяконом Андреем Кураевым

Вот Шевчук. Голос неуснувшей совести народа, могут сказать. Пронзительно честный и щемяще искренний, доходящий до глубин души... Но до какого народа он доходит, в какой его части рождает резонанс или хотя бы внятный отклик? Не знаю, я не слежу за концертной жизнью запоребрика, и не могу сказать, собирают эти последние из могикан русского рока спортивные арены, или их аудитория тишком нишком скукоживается до размеров квартирника у Моргулиса (+ видеоаудитория ТВ и Ютюба). И тут я поймал себя на том, что вот меня, жителя Киева, не так уж и трогает ни искренность порывов, ни душевность позывов певца, ни светлая грусть его аудитории... Да, было время - цепляло, а сейчас нет - всё сплыло.

Казалось бы, когда-то своё, близкое, понятное, а вот воспринимается уже давно иначе, отстраненно, через какую-то вначале пелену, потом перегородку, переходящую ныне в стену. Короче, между нами уже стена, барьер. И понимание, что он уже непробиваем, непреодолим. Нам это уже неинтересно, нас это уже не волнует.

И мы смотрим на них, на это общество в зале не как на малую толику нормальных, одухотворенных, но слабых духом людей, что не сумели спасти себя, свой народ, если его еще можно так называть, от надвигающегося Морока. Нет, - в нас уже укоренилось и окрепло понимание того удручающего факта, что эту страну и ее население просто невозможно спасти, они этому не поддаются - не уже, а никогда. И то, что мы видим и слышим на экране, эти светлые лица - последние островки жизни, белые вкрапления лотоса в извечно зловонном море болотной ряски, которое по недоразумению названо Россией. Они были и остаются в этом море зла и пытаются хоть что-то человеческое тут сохранить...

Они как пленники взбесившегося корабля

К слову, я не осуждаю тех людей, которые уже удрали из России, как и тех, кто призывает оставшихся "хороших русских" покидать Мордор. Если  уже иного выхода нет, а есть реальная угроза свободе или даже жизни конкретного человека - приходится эмигрировать, куда-то уезжать...

Ну а эти ребята, они остаются, они как-то пытаются не то что сохранить там круг общения или дружеские связи - я глядел на этот маленький зал и видел в общем-то достаточно светлые и одухотворенные лица с чистыми и прозрачными глазами, не только у женщин-девушек, но и у мужчин, - а тут, надо сказать, представлены возрасты от самых юных до седовласых, ровесников того же Шевчука или Моргулиса... Но я не знаю: вот эта музыка, эта поэзия, это искусство вообще - спасут ли они будущих обитателей этой территории? 
Которым, если повезет, доведется её как-то возрождать, выводить её народонаселение, так сказать, на путь исправления, на дорогу к цивилизвции, к нормальной человеческой жизни.
Да, всё равно вот то, что он, Шевчук, создал, они там все создали - всё это останется, но пока лишь неясно, кому достанется, кто в будущих поколениях, поминая Маяковского, пёрышки свои будет чистить под этот крик души... Может, это достанется не только будущим чисто московитам, или москалям, как кому понравится их назівать, - может что сбережется в умах и сердцах якутов, бурятов, татар, башкир и ненцев с удмуртами, которые сегодня практически все - представители пока что "русского мира", поголовно русскоязычные, своего чего там мало кто уже помнит, хотя есть еще и такие...

Многие в Украине, особенно до войны, думали, что возможно это всё или что-то - сохранится у нас, в нашем душевном пространстве... Но я уже сказал выше, и повторю еще раз: ну не трогает ныне оно уже нас, оно не наше, оно чужое. От него уже веет холодом, холодом неприятия. Кстати, это всё касается и восприятия "богатой и великой русской культуры" в целом, особенно литературы - и 19-го и 20-го веков в том числе. На неё тоже начинаешь смотреть по-иному, понимая, что все эти достоевские, толстые, тургеневы, чеховы и прочие авторы, среди которых были и таланты, и в чем-то гении, тем не менее не то что не смогли уберечь свою родину-уродину, они не сумели хотя бы чуток подтолкнуть её к иному мировосприятию, иной жизни, отворотить от пропасти мракобесия...

Спросили - "Кто виноват?", ответили - "Выпили мало"

Можно, конечно, спихнуть вину на бесовство большевиков... Но семя этих бесов, описанных еще Достоевским, было заложено за века до  Федора Михайловича, и лишь буйно разродилось благодаря большевикам, что не было неожиданностью для последних, а желанным результатом. Скажут, что и у немцев случилось такое... Да, на 12 лет там воцарился мрак, может чуть светлее большевистского. Но Германию быстро разгромили и - не так быстро - но вылечили от бесовства. Россию же никто не громил, кроме разве что её извечного самоедства, а главное - не лечил.

Пора пришла. Но я тут не об этом...

Многие умные люди, включая меня, шутят, что Украина должна будет рано или поздно поставить Путину памятник. Посмертный, но рукотворный. Потому что он сделал такое, что до сих пор не то что никому не удавалось, а просто никто в России и не ставил в здравом уме своей целью: он добился, что украинский народ в подавляющем своём большинстве почти мгновенно превратился из дотоле воспеваемого "брата" в смертельного врага россиян. Не будем сейчас вдаваться в исторические корни мифа о братском сродстве трёх народов, но корни этого мифа еще недавно оставались незыблемы в головах большинства ныне живущих украинцев. Вся российская история (оставим в стороне лживый "общий фундамент Киевской Руси"), начиная со времен Алексея Михайловича, строилась благодаря просветительским усилиям украинцев. При Петре Первом и особенно при Екатерине Второй выходцы из Украины, украинцы - не то что наряду с голландцами, итальянцами, французами и прочими немцами создавали "руссиш культуриш" - они были теми её основополагателями, кто её изначально оплодотворил и "заквасил". И собственно развивал далее Московию-Россию не просто совместно с остальными гостями, а по-соседски близко знаючи своих учеников...

Да, к сожалению не все украинцы быстро поняли всё коварство и подлость московитов, и потому все их попытки избавиться от ярма навязчивой москальской "дружбы и братства" в течении 350 лет не увенчались успехом. Даже после по сути бескровного обретения независимости в 1991 году.

И вот только теперь и именно Путину удалось окончательно превратить буцимто братские народы в злейших смертельных врагов (а точнее - проявить на свету, высветить давний их антагонизм). И уже навечно.

Весной у них на Московии предстоят выборы Путина на очередной внеочередный срок. Хотя понятно, что соперников у него нет, но мы, украинцы, прям обязаны пожелать ему успеха, "поболеть" за то, чтобы ВВХ безболезненно еще раз водрузило свой торс на президентский стул. И пусть правит! Ибо он должен довести свое дело до конца - благополучного для нас и для всего мира конца России.  Вот так мы к этому относимся, не дорогие нам уже россияне. И к тем, кто "хорошие", и к тем, что входят в пресловутые 86 или может все 90 % поголовья городов и деревень - это еще, как говорится, собака струйками по воде писала...

***

Вернемся к музыке

Поезд дружбы-братства ушел навсегда и безвозвратно. То есть между нашими странами и нашими народами - как бы кто не пытался что-то поправить, что-то возродить, ничего не получится. Да, у нас еще есть заметные промомосковские силы, которые всё отчетливей реально выступают в качестве пятой колонны в политике и информационном поле, особенно в электронных СМИ - ситуация складывается таким образом, что противник вынужден вскрывать практически все свои консервы. Я вот поглядываю временами на некоторые наши телеканалы и четко вижу, что это не наши телеканалы - одни из них, более умные и хитро выделанные, типа 112-го, вещают так, что и не сразу сообразишь, чем они подспудно дышат, а другие, вроде "НьюсВан" и "ЗИК" - казалось бы, "патриотичный" канал родом из Львова - откровенно и грубо льют воду на мельницу врага. Я не поминаю здесь пресловутый "Интер", который не смотрю уже много лет...

Путин начинает соображать, что всё тут у него валится, надо спасать положение, но ему это уже не удаётся и не удасться далее вообще. Я уж не говорю о "показательно-протестных" выступлениях политиков всех сортов, калибров и степеней нарцисцизма, тщащихся подвигнуть на что-то наш мудрый народ, который сам знает, когда, как и куда ему двигаться "на майдан", без всяких лишних слов...

Да, на дворе время перемен, и одновременно идет процесс крушения всяких мифов - от вековечной братской "истории любви" до "ой, держите, я очень буйный реформатор!.." Во всяком случае всё очень круто и увлекательно раскручивается, процессы крайне интересные идут. В том числе и в культурно-развлекательной сфере. Надо лишь уметь их замечать.

Да, разноплеменные потоки заробитчан с беднейших гор и степей постсовка хоть и редеют, но по объективной инерции притягательности худеющего рубля - московского-питерского или тюменско-уренгойского разлива - всё ещё стекаются в эти единичные злачные точки в безлюдных просторах эрэфии...

А вот Киев на наших глазах превращается в центр притяжения всех тянущихся к свету творчества, способных и талантливых, "отмеченных свыше", как всё чаще говорится, душ - особенно юных и совсем детских дарований. Достаточно глянуть на уровень и географию участников украинских песенных и иных конкурсов, где ныне представлено, кстати, не только постсоветское пространство, а и многие "продвинутые" страны и народы...

Такое вот у меня вчера, когда я дослушал до конца выступление Юрия Шевчука на телевизионном "квартирнике", произошло окончательное прощание с Россией. Прощание с матёрой, давно и безнадёжно неисправимой...

Кирилл СТЕЛЬМАШЕВ,

Киев






МИ НА FACEBOOK







Copyright © NOVA UKRAINA.ORG
All rights reserved.

Управління впровадженням — ІТР ©2011